ИНФОРМАЦИЯ о состоянии борьбы с коррупцией в Хомутовском районе Курской области за период 1 полугодия 2020 года

 

ИНФОРМАЦИЯ

о состоянии борьбы с коррупцией

в Хомутовском районе Курской

области за период 1 полугодия 2020 года

 

Сообщаю о том, что за период 1 полугодия 2020 года прокуратурой района при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, в том числе при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, выявлено 41 нарушение требований закона, в том числе 19 незаконных правовых актов, для устранения выявленных нарушений прокурором принесено 19 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены.

Кроме того, при осуществлении прокурорского надзора в данной области правоотношений внесено 8 представлений об устранении выявленных нарушений требований закона по результатам рассмотрения которых 8 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности

Качество допускаемых нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции практически не изменилось, незначительно улучшилось качество подготавливаемых документов органами местного самоуправления.

Органами местного самоуправления района в целях противодействия коррупции приняты правовые акты, регламентирующие проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов

Проекты нормативно-правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, в целях проведения антикоррупционной экспертизы своевременно направляются в прокуратуру района.

Прокуратурой района проанализированы действующие НПА органов местного самоуправления района с точки зрения их достаточности для целей правового регулирования правоотношений в сфере противодействия коррупции. Территориальные программы (планы) противодействия коррупции реализуются надлежащим образом, органами местного самоуправления принимаются меры по профилактике коррупционных правонарушений.

Кроме того, прокуратурой района на систематической основе осуществляется надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления и приведением их в соответствие с федеральным законодательством.

Проведенной проверкой установлено, что органами местного самоуправления Хомутовского района утверждены перечни должностей, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Вместе с тем, ряд перечней, утвержденных органами местного самоуправления, нуждался в приведении в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Так, Перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный решением Собрания депутатов Гламаздинского сельсовета Хомутовского района Курской области от 27.08.2015 № 11/285, не содержит указания конкретных должностей муниципальной службы, относящиеся к высшим, главным, ведущим, старшим и младшим должностям, с учетом кадрового состава муниципального образования.

В целях устранения выявленных нарушений закона прокурором района 23.03.2020 в адрес глав Гламаздинского сельсовета и еще 5 муниципальных образований Хомутовского района внесено 6 представлений об устранении нарушений антикоррупционного законодательства, которые рассмотрены, удовлетворены, 6 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, правовые акты приведены в соответствие с нормами действующего законодательства.

Кроме того, по результатам проведенного прокуратурой района мониторинга муниципальных нормативных правовых актов установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 26.07.2019 № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» в 2 муниципальных образованиях Хомутовского района нормативный правовой акт, определяющий порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, предусмотренных частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не принимался.

В связи с выявленными нарушениями, 10.04.2020 прокурором района внесено 2 представления в адрес глав Калиновского и Сальновского сельсоветов Хомутовского района Курской области, которые рассмотрены, удовлетворены, 2 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, необходимые правовые акты разработаны и приняты.

Факты неисполнение обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами муниципальных образований не устанавливались.

За 6 месяцев 2020 года прокурором района в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ материалы проверки в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по преступлениям коррупционной направленности не направлялись и не рассматривались.

Как показало проведениеантикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов основными коррупциогенными факторами, выявленными прокуратурой района, являются: «широта дискреционных полномочий» и «неполнота административных процедур».

Так, например, прокуратурой района при изучении решения Собрания депутатов Петровского сельсовета Хомутовского района Курской области от 07.02.2011 № 2/49 «О размерах и условиях оплаты труда Главы Петровского сельсовета Хомутовского района» установлено, что пункт 2.6 решения предусматривал выплату единовременного поощрения в случаях болезни, несчастья, постигших Главу и его близких родственников (родителей, супругов, детей), а также стихийного бедствия, других чрезвычайных обстоятельств в размере до 20% ежемесячного денежного вознаграждения.

Данное положение противоречило федеральному законодательству и содержало коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» – широта дискреционных полномочий, поскольку на законодательном уровне понятие «несчастье» не закреплено, в связи с чем, невозможно объективно определить условия и основания для назначения дополнительных выплат главе муниципального образования, соответственно, у должностных лиц органа местного самоуправления, принимающих решение о назначении главе доплаты с учетом данного основания, имелась возможность трактовать положения нормативного акта по своему усмотрению, что могло повлечь нецелевое расходование бюджетных средств, направленное на удовлетворение личных потребностей должностного лица.

В связи с выявленными нарушениями 17.01.2020 указанный и еще 9 нормативно-правовых актов прокурором района опротестованы, протесты рассмотрены и удовлетворены, коррупциогенные факторы из нормативных правовых актов исключены.

Кроме того, по результатам проведения антикоррупционной экспертизы решения Собрания депутатов Романовского сельсовета Хомутовского района от 21.02.2018 № 34/103 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «Романовский сельсовет» Хомутовского района Курской области» выявлены коррупциогенные факторы.

Так, пункт 4.12 Правил не содержит порядка ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, что противоречит пунктам 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016                   № 1156.

Кроме того, пункт 4.12 Правил благоустройства ставит правоприменителя в ситуацию, в которой он вынужден самостоятельно выбирать, какой из конкурирующих правовых норм, регулирующих одну и ту же сферу общественных отношений, руководствоваться, и приводит к произвольному истолкованию и применению правовых норм, в связи с чем, содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» - отсутствие или неполнота административных процедур.

Кроме того, установлено, что Правила благоустройства не предусматривают порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктами 3, 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.

Пунктами 4.6.1, 4.6.2 Правил благоустройства ответственность за техническое и санитарное состояние сменяемых контейнеров-сборников несет специализированное предприятие по уборке или другая привлеченная к этой работе организация, за техническое и санитарное состояние контейнерных площадок, выгребных ям, чистоту и порядок вокруг них несут их владельцы.

Таким образом, в нарушение части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» пунктами 4.6.1, 4.6.2 Правил не установлена обязанность органов местного самоуправления по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, в связи с чем, органу местного самоуправления предоставлена возможность ненадлежащей реализации полномочий по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов общего пользования.

Так, пп. 4.6.1, 4.6.2 Правил благоустройства содержат коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «и» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» - нормативные коллизии.

Кроме того, в нарушение требований СанПиН 42-128-4690-88 Правила благоустройства не содержат правового регулирования периодичности вывоза твердых коммунальных отходов.

Подобная неопределенность правового регулирования не позволяет лицу, осуществляющему деятельность, связанную с оборотом твердых коммунальных отходов, осознать условия, при которых его действия могут быть признаны противоправными, влекущими, в частности, наступление административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Таким образом, Правила благоустройства содержат коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» - отсутствие или неполнота административных процедур.

В связи с выявленными нарушениями 31.03.2020 указанный и еще 8 нормативно-правовых актов прокурором района опротестованы, протесты рассмотрены и удовлетворены, коррупциогенные факторы исключены.

Фактов отклонения актов прокурорского реагирования не имелось.

Заявления в суд в связи с неудовлетворением требований прокурора не направлялись и не рассматривались.

Сферой законодательного регулирования, в которой выявлено наибольшее количество коррупциогенных факторов, являются бюджетные правоотношения.

За 6 месяцев 2020 года на территории Хомутовского района преступление коррупционной направленности не регистрировались. Динамика преступности отрицательная.

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время борьба с коррупцией во всех её проявлениях является основополагающей задачей правоохранительных органов и органов прокуратуры Российской Федерации, работа на данном направлении будет усилена в дальнейшем.

 

Прокурор Хомутовского района

старший советник юстиции                                                                       А.А. Петров

 

 


Печать   E-mail